Фантомные боги

Автор  Понедельник, 05 ноября 2018 11:11
Оценить статью
(1 оценок)

Что унаследовал новый Rolls-Royce у старого

Призрак, Дух, Фантом — от имен моделей Rolls-Royce веет мистикой и туманом Гримпенской трясины. В автомобиле за 44 млн рублей — а это минимум для флагманского Phantom — должно быть что-то сверхъестественное. В Хеллоуин и следующий за ним День всех святых в тех краях, откуда родом эти потусторонние красавцы, принято вспоминать предков.

Монолитная власть

В новом «Фантоме» нет ничего бесплотного и призрачного — он как будто вытесан из камня кремлевской набережной. При таком внушительном, весомом облике не нужно особых изысков — дизайн новой машины стал еще более лаконичным и монолитным, только две фары, никаких ярко выраженных складок и изгибов. Даже решетка радиатора, торжественно выступавшая вперед подобно колоннаде Большого театра и увенчанная летящей фигуркой «Дух Экстаза», заглублена в кузов.

Rolls-Royce Silver Wraith

Rolls-Royce Silver Wraith. Фото: Кирилл Калапов

Всё это не размыло идентичность, при взгляде с любой стороны машина выглядит настоящим «Роллс-Ройсом»: вертикальная передняя часть, длиннющий капот, широкая задняя стойка и зауженная корма. Неудивительно, что дизайн «Фантома» повлиял на российский Aurus Senat — в нем сквозят власть, избранность, недосягаемый статус.

Выглядит ли «Фантом» старомодно? Скорее, нет. В наш век каршеринга и электросамокатов огромный персональный автомобиль с водителем может показаться суетному горожанину вчерашним днем — но ровно до того момента, когда скептик сам сможет позволить себе такую роскошь. Это непреходящие ценности.

Призрак из супермаркета

Гигантские хромированные фары похожи на дедушкины очки. Представленный в 1946 году Silver Wraith, то есть «Серебряный Призрак», стал первой послевоенной моделью Rolls-Royce, но выглядит так, как будто создавался в мирные тридцатые. Будто истребителям с роллсовскими «Мерлинами» не пришлось оборонять небо Британии, не было бомбардировок Ковентри и Лондона. Вокруг зеленые луга, увитые плющом поместья. По окруженным живыми изгородями дорогам медленно едут автомобили, которые еще не приобрели окончательное сходство с самолетами или торпедами.

В век округлых обтекаемых кузовов это был пришелец из прошлого, из той же идиллической эпохи и кузов-карета, который нужно было заказывать отдельно у одной из славных мастерских. Конкретно этот, как гласит табличка, выполнен ателье H.J. Mulliner & Co. Ltd из Чизвика. Сам автомобиль поставлялся в виде шасси, с толстенной рамой, которая была способна выдержать любой амбициозный проект. Это был последний «Роллс» без собственного кузова, хотя для построенного на тех же агрегатах Bentley Mark VI он предлагался. В то же время Silver Wraith, в отличие от элитарного Phantom, доступного только монархам, махараджам и диктаторам, мог приобрести любой желающий. Наш экземпляр с необычным левым расположением руля, по данным автомобильного историка Ивана Баранцева, принадлежал дочери торгового магната, «отца супермаркета» Фрэнка Уинфилда Вулворта. А не так давно оказался в коллекции российской реставрационной мастерской «Камышмаш».

Новое — хорошо забытое старое. «Архитектура роскоши», алюминиевая пространственная рама, на которой построен новый «Фантом», сделана с прицелом на масштабируемость. То есть на ней же базируются все новые автомобили, включая кроссовер Cullinan. Фактически повторяется история с разными кузовами на одном шасси. Помимо технических улучшений, новая собственная архитектура позволит дистанцировать «Роллсы» от владеющего маркой BMW — сейчас младшие модели Ghost, Wraith и Dawn построены на баварских агрегатах.

Тишина, звезды, шампанское

Посадку в «Фантом» иначе как торжественной не назвать. Толстенные двери — задние распахиваются против хода — открываются очень легко, стоит потянуть за массивную стальную ручку. После того как пассажир оказался внутри, водитель касается кнопки снаружи или жмет на клавишу внутри салона — и створка сама захлопывается. Теперь ты как будто отделен от мира плотным коконом.

Через 6 мм лака на кузове, толстые стекла, сотню килограммов шумоизоляции, двухслойные панели и шины со специальной пеной внутри не проникают уличные и дорожные звуки. Тихо так, что слышно тикание аналоговых часов на передней панели. Можно полностью отгородиться от мира, плотно зашторив занавески для окон. В этом отдельном, особом мире есть даже свое звездное небо — специальная подсветка на потолке.

Rolls-Royce Phantom VIII

Rolls-Royce Phantom VIII. Фото: Кирилл Калапов

Диван в тестовой машине, судя по количеству ремней безопасности, трехместный, но массивный откидной подлокотник уверенно делит отсек на две части. Удобно, но ничего сверхъестественного: электрорегулировки, подогрев, вентиляция. Удивляют только пульты управления климатом на дверях. Впрочем, это малая часть из того, что может предложить «Фантом». При желании можно воздвигнуть между пассажирами нерушимую стену — фиксированную консоль с охлаждаемым отсеком и нишей со стаканами под виски или бокалами для шампанского. Добавить еще больше места для ног можно, заказав удлиненный кузов и раскладное кресло для сна.

Технологии за стеклом

Внутри много деталей исторических машин — воздуховоды с вытяжными ручками или плоская рулевая ступица, «кочерга» переключения передач с кнопкой на торце. Повторен даже круглый пульт сбоку от руля — на старых моделях он ведал пуском мотора, на новой здесь еще размещено управление светом, системой ночного видения и комплексом электронных помощников.

В то же время интерьер нельзя назвать старомодным — это Букингемский дворец, перестроенный Захой Хадид. Вся передняя панель закрыта сплошным прозрачным стеклом и превращена в арт-галерею. Внутри можно поместить настоящую картину маслом, шелковую абстракцию, фарфоровые розы, позолоченную генетическую карту владельца, изготовленную на 3D-принтере. Или любой каприз заказчика, даже если это будут коты Васи Ложкина.

Есть в арт-галерее и менее ценные экспонаты — вполне обычный мультимедийный экран и полностью цифровая приборная панель. Неужели владельцы нового «Фантома» предпочитают не точную механику c турбийоном, а Apple Watch? С одной стороны, Rolls-Royce следует современным трендам, с другой — стремится сохранить лицо. Не потому ли он отгородился от технологий прозрачным стеклом, ранее разделявшим пассажирскую и водительскую части? Не потому ли пульты управления мультимедийной системой можно убрать с глаз долой в подлокотники, передний дисплей сложить, а задние закрыть столиками?

Водитель за рулем «Фантома», по идее, должен знать Москву лучше навигации и при маневрировании обходиться без системы кругового обзора. Мне лично все эти помощники позволили найти взаимопонимание с громадным автомобилем.

Кожа против шерсти

Интерьер тестового «Фантома» с черным рояльным лаком скромен, но все здесь натуральное — кожа, металл, дерево. Кстати, о коже. По законам роскоши первой половины ХХ века, она была скорее практичным материалом. Ей отделывали либо открытые машины, либо шоферскую часть салона, которая могла и не иметь крыши. Так сделано и в Silver Wraith. Передняя часть сугубо рабочая — черные циферблаты с белыми шкалами и цифрами, большой, с тонким ободом руль, сиденье с плоской подушкой и низкой спинкой. В то же время неровная и пестрая панель из цельного куска дерева выразительнее любой миниатюры. Кстати, деревянный у Silver Wraith даже каркас кузова.

Rolls-Royce Phantom VIII

Rolls-Royce Phantom VIII. Фото: Кирилл Калапов

Сзади, где восседают привилегированные пассажиры, всё отделано толстым шерстяным сукном. По нашим меркам, это кажется несколько странным, но внутри уютно, а главное — тепло. Вот только диван установлен прямо над осью и пассажиров должно нещадно укачивать. Возможно, 60 с лишним лет назад люди были выносливее, но сейчас раскладные стульчики-страпонтены кажутся более комфортным вариантом. Из высоких технологий здесь только электрифицированная стеклянная перегородка, выезжающая со смешным жужжанием. Кондиционер? Тогда и обычная печка была чем-то особенным. За прохладу в автомобиле отвечают форточки и опускаемые вручную стекла дверей.

Ковер или катер

Пневмоподвеска и стереокамера, с помощью которой «Фантом» видит дорогу и заранее подстраивает под нее характеристики шасси, как говорят представители фирмы, превращает поездку на автомобиле в полет на ковре-самолете. Не очень представляю, каково это, но если говорить о реальных ощущениях, то «Фантом» напоминает большой катер. Он глиссирует при ускорении, приседая на заднюю ось, а его громадный нос уверенно раздвигает городской поток. Нужно повернуть — прицеливайся «Духом Экстаза» и крути штурвал. «Фантом» не едет, а почти плывет, покачиваясь на асфальтовых волнах.

Так и представляешь, как от кормы расходится пенный след и подбрасывает утлые таксомоторы. И только иногда, на стыках и трещинах огромные катки вздрагивают, возвращая к реальности — мы не плывем, а едем. После 100 км/ч подвеска становится пассивной. «Фантом» продолжает ехать мягко, но теперь поведением больше напоминает автомобиль.

Двигатель Rolls-Royce Phantom VIII

Двигатель Rolls-Royce Phantom VIII. Фото: Кирилл Калапов

Двигатель V12 c традиционным рабочим объемом 6,75 литра обзавелся турбинами, но его характер они не испортили — никаких запаздываний и провалов, свиста. Он работает почти бесшумно и поэтому ощущения, как от разгона за рулем «Теслы» — тяга доступна вся и сразу, 8-ступенчатый «автомат» переключается незаметно и плавно. Отдача мотора благодаря наддуву выросла до 571 л.с. и 900 Нм, и стрелка циферблата, показывающего резерв мощности, не берет высоты даже при резком педалировании. Да, в цифрах мощности, тяги и динамики самая продвинутая Tesla Model S впереди, но «Фантом» берет другим.

Без цифр

Не потому ли раньше Rolls-Royce не указывал характеристики мотора, называя их «достаточными», а климат-контроль новой машины не показывает температуру в цифрах? Только так, без шпаргалки, на основе собственных ощущений можно понять, чем отличается Rolls-Royce от других автомобилей. Ощутить магию роскоши, которая есть и в Silver Wraith, хотя между новой и старой машинами пропасть. «Серебряный Призрак» устроен просто и без затей — зависимая задняя подвеска с рессорами, укрытыми в смешные кожаные гетры, и независимая передняя. При этом едет он мягко и величественно, разглаживая неровности.

Салон Silver Wraith

Салон Silver Wraith. Фото: Кирилл Калапов

Махнув выкидным флажком-поворотником и пуская сизый дым, Silver Wraith выкатывается на дорогу. От двигателя объемом 4,5 литра не ждешь чудес, но для неспешного передвижения его вполне достаточно. Он тихо урчит на низких оборотах и громко протестует, когда водитель нажимает акселератор больше положенного. Четырехступенчатая трансмиссия не терпит суеты, чтобы переключить передачу, надо обогнуть рукой руль. Silver Wraith выглядит антиквариатом, управлять им несложно: усилия на педалях небольшие, руль крутится легко, передачи входят без хруста, а тормоза замедляют машину вполне уверенно. Недаром на базе «Призрака» выпускали укороченную модель Silver Dawn, которую владелец мог водить самостоятельно.

Техника или магия?

Высокие технологии сейчас далеко не признак высшего класса. Модульные платформы, на которых можно строить автомобили практически любых размеров и ценовых категорий, размывают рамки. Тому пример WV Touareg с впечатляющим для демократичной марки набором технологий. Зонт в двери есть не только у «Фантома», но и у Skoda Kodiaq. Какой современный автомобиль не щеголяет рояльным лаком и кожей с прострочкой! Пусть это всё и ненастоящее. В такой ситуации автомобилям люксовых брендов приходится доказывать, почему они стоят несколько десятков миллионов рублей.

Rolls-Royce

Rolls-Royce годами создавал вокруг своих автомобилей магию роскоши, избранности и здорово в этом преуспел. Есть обратная сторона: британская марка не особо интересовалась, что происходит в большом автомобильном мире. Ее автомобили жили долго, выпускались мизерными тиражами и неохотно обзаводились техническими новинками. Тем более, что производство авиадвигателей до поры позволяло держаться на плаву. Когда случились проблемы в воздухе, автомобильное подразделение досталось концерну Volkswagen, а права на марку — BMW.

Баварский концерн начал создавать Rolls-Royce заново, поставив технику на службу магии. И кажется, вполне в этом преуспел, заставив «Дух Экстаза» сиять с новой силой.

Евгений Багдасаров. Фантомные боги: что унаследовал новый Rolls-Royce у старого // Известия. URL: https://iz.ru/807111/evgenii-bagdasarov/fantomnye-bogi-chto-unasledoval-novyi-rolls-royce-u-starogo (дата обращения: 05.11.2018).

Вверх