МОСКВА, 21 мая. Центр стратегических разработок (ЦСР) совместно с экспертами НИУ ВШЭ и Ventureclub определили проблемы, которые мешают развитию рынка краудфандинга в России. В частности, эксперты считают необходимым доработать нормативную базу в этой сфере, следует из доклада "Новые инструменты привлечения финансирования для развития технологических компаний: практика использования и перспективы развития в России" .
Говоря о правовом регулировании, эксперты отмечают отсутствие законодательного закрепления основных определений в данной сфере, отсутствие налоговых преференций для краудинвесторов и инструментов стимулирования проектов, которые привлекают краудфинансирование.
Другая проблема заключается в отсутствии стимулов для участия на рынке среди непрофессиональных инвесторов. Это связано как с внешними и внутренними экономическими проблемами, так и с отсутствием необходимых знаний о механизмах работы краудинвестинга со стороны потенциальных инвесторов, отмечается в докладе.
Кроме того, рынок не может активно формироваться из-за отсутствия государственной поддержки. Так, игроки рынка альтернативных финансов могут не получать субсидии как представители малого и среднего бизнеса. Согласно докладу, это может происходить из-за отсутствия нормативных ограничений при выборе деятельности игроков рынка альтернативных финансов, что может повлечь их исключение из кандидатов на финансирование. Также в России на данный момент отсутствуют налоговые льготы, которые могли бы стимулировать инвесторов, работающих на краудплатформах.
"Государство должно не просто предоставлять разнообразную поддержку игрокам рынка альтернативных финансов, но и рассматривать их в качестве полноценных партнеров. Инструментом стимулирования может стать совершенствование российского законодательства о государственно-частном партнерстве и дополнение его положениями о возможности привлечения механизмов краудфинансирования для решения публичных задач", - заключают эксперты.
ЦСР напоминает, что на данном этапе проводятся мероприятия по формированию основы нормативно-правовой базы краудинвестинга, которая определяет основные понятия данной сферы, и работе регуляторной "песочницы". Помимо этого, государство занимается устранением барьеров функционирования рынка альтернативных финансов, выявленных в том числе, в рамках работы регуляторной "песочницы", путем внесения корректировок в действующее законодательство.
Эксперты предлагают дополнить проводимые работы следующими мероприятиями: создание международных рабочих групп в рамках СНГ и Евразийского союза для согласования принципов регулирования альтернативных финансов, формирование системы рыночного саморегулирования, запуск проектов софинансирования со стороны институтов развития, наблюдение за результатами работы рынка и корректировка рыночных стандартов саморегулирования, если возникает такая необходимость.
Прирост ВВП от краудинвестинга
В докладе также отмечается, что ВВП России может вырасти к концу 2020 года за счет краудинвестинга при условии создания комфортной юрисдикции на 255,8 млрд рублей, из которых 173,3 млрд рублей будут получены за счет краудлендинговых проектов и 82,5 млрд рублей - за счет краудинвестинговых.
Под краудфандингом в докладе понимается коллективное финансирование, при котором средства для реализации того или иного проекта собираются за счет привлечения широкого круга добровольных вкладчиков в интернете на специализированных площадках (краудфандинговых платформах). Краудинвестинг и краудлендинг являются разновидностями краудфандинга: в первом случае инвесторы в качестве вознаграждения получают долю в проекте, во втором - процент от вложенной суммы в течение определенного времени, а также сам вклад по истечении установленного срока.
Согласно прогнозу, такое влияние на ВВП РФ будет достигнуто в случае запуска (или финансирования) 9,5 тыс. компаний, из которых 2,5 тыс. будут венчурными. По оценке экспертов, это также приведет к созданию 21 тыс. рабочих мест. "При этом компании, получившие финансирование с помощью краудинструментов, продолжат набирать сотрудников в течение своего жизненного цикла и после прогнозного периода", - отмечается в докладе.
Эксперты также ожидают, что к концу 2020 года объем налоговых поступлений в бюджет в виде налога на прибыль профинансированных компаний превысит 15 млрд рублей. Кроме того, прогнозируется поступление в бюджет прочих налоговых отчислений бизнеса (налог на имущество, НДФЛ сотрудников и так далее).
Аккуратное регулирование
В то же время эксперты предупреждают, что чрезмерное регулирование российского рынка "новых денег" на его текущей, зачаточной, стадии может привести как к его переходу в "серую" зону экономики, так и к полному исчезновению.
"Такое положение требует осторожности и внимательного отношения к позиции участников рынка со стороны государственных органов при выработке подходов к его дальнейшему развитию и регулированию", - говорится в докладе.
На сегодняшний день российский рынок краудфинансов находится на этапе формирования, и, по оценкам экспертов, на четыре-пять лет отстает в развитии от стран-лидеров - США и Великобритании. "Сегодняшние вызовы российского рынка - это разработка адекватной нормативной базы с ориентацией на "мягкое регулирование", создание стимулов для непрофессиональных инвесторов, а также механизмов защиты вкладчиков", - резюмируют эксперты.
Эксперты выявили основные проблемы в развитии краудфандинга в России // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/5217475 (дата обращения: 21.05.2018).