В советские годы Кабо-Верде официально называли островами Зелёного мыса. Вопреки ожиданиям, природная растительность большинства островов довольно скудная. Некоторые и вовсе напоминают пустыню. Возместить эту логическую несостыковку смогут бирюзовый океан, мощные волны, ощущение абсолютной безмятежности и лето круглый год. Зачем ехать на далекие африканские острова и почему местные жители запрещают туристам нервничать?
Ближе, чем кажется
Если обратиться к случайным прохожим и спросить у них: «Где находится Кабо-Верде?», многие затруднятся с ответом. Хотя острова эти расположены даже ближе к России, чем Таиланд и тем более Доминикана. Кабо-Верде отделяют от африканского материка примерно 600 км. Они находятся западнее Сенегала. Прямого авиасообщения с Москвой нет, поэтому добраться можно только через Европу. Около 10 лет назад «Аэрофлот» отказался от полетов на Сал, перебазировавшись в Дакар. Как напоминание о присутствии российского перевозчика, здесь остался отель, построенный для персонала авиакомпании.
Основной поток туристов прибывает на острова из европейских стран — Франции, Швеции, Великобритании, Италии. Рейс из Брюсселя на остров Сал вместо предполагаемых шести часов может занять все девять. Самолет сперва останавливается на соседнем острове Боа-Вишта. Лишь часть пассажиров выходит, а их место занимают курортники, возвращающиеся домой. Затем лайнер ненадолго набирает высоту и тут же снижается на соседнем острове Сал — курортной столице Кабо-Верде. Полет между островами длится 10 минут.
По прилете в аэропорт возникает колоссальных размеров очередь на паспортный контроль. Для пассажиров из России предусмотрена отдельная линия для получения визы по прилете: европейцы оформляют ее в консульстве. Очередь на оплату визы примерно в пять раз меньше основной. Но движется она куда медленнее.
Международный аэропорт имени Амилкара Кабрала на острове Сал. Фото: commons.wikimedia.org
С 1 января Кабо-Верде ввело дополнительный сбор, который увеличивает стоимость въезда более чем в два раза. Вместо прежних €25 нужно отдать 56 с учетом новой платы за безопасность аэропорта — €31. Соотечественники пытаются требовать документы, подтверждающие необходимость уплаты нового сбора, тычут ссылками на сайт посольства, но в итоге смиренно платят двойную цену за проход на райские острова.
Уже на этапе прохождения контроля появляются первые сомнения в том, была ли идея ехать на край земли в принципе разумной. С другой стороны, при взгляде на толпу европейских туристов появляется надежда, что ради чего-то люди же отстаивают эту бесконечную очередь.
Острова вечного лета
Водитель, прождавший с табличкой возле выхода, довольно выдыхает, протягивая руку. Из-за новых визовых правил за день до этого ему пришлось выжидать постояльцев четыре часа. В обычное время процедура прохождения паспортного контроля занимала не более часа. Дорога из аэропорта до приморского города Санта-Мария всего около 20 минут. Цена поездки на такси фиксированная — €15. Общественного транспорта в этом направлении нет, поэтому другого способа добраться до города в принципе не существует. Все такси — голубые с желтыми полосками.
Такси на одной из улиц Санта-Марии. Фото: commons.wikimedia.org
Первое, что бросается в глаза еще на пути до Санта-Марии, — невероятной ширины пляж со светло-желтым песком. Как оказалось, береговая линия на Сале протянулась почти на 12 км. Вот почему его облюбовали пакетные туристы. Температура воды в январе поднимается до 25 градусов, ближе к весне она немного опускается. В отличие от «соседних» Канарских островов, которые называют островами вечной весны, на Кабо-Верде — вечное лето. В течение всего года на улице около +27 градусов.
Пляж в Санта-Марии. Фото: Global Look Press/Michael Runkel
Цвет океана балансирует от ярко-бирюзового до контрастно-синего. Заплывая на глубину, можно даже без маски увидеть безупречно чистое песчаное дно и проплывающих мимо рыб. Возле берега плещутся волны. При хорошем ветре серферов и кайтеров становится даже больше, чем просто загорающих. Даже в высокий сезон, когда в отелях не найти свободных номеров, места на пляже очень много. Это и отличает Сал от многих популярных курортов — инфраструктура уже достаточно развита, но столпотворения на пляже еще не случилось.
Набережная застроена ресторанчиками и отелями, но огромных многоэтажных гостиничных монстров здесь пока не появилось. Самые крупные — трехэтажные сетевые отели высокого класса, ночь в некоторых стоит от €150–200. Они находятся в отдалении от центра курортной жизни. Более бюджетное жилье можно найти в центре города. Цены на гестхаусы и семейные отели стартуют от €30–40 за ночь, за 50 можно снять просторные и приличные апартаменты. Идти до пляжа практически из любой части города не более 15 минут.
Действующий вулкан на острове Фогу.Фото: Global Look Press/M. Lohmann
Тротуары выложены вулканическим камнем, который добывают на острове. Все острова Кабо-Верде вулканические, но действующий вулкан всего один. Находится он на острове Фогу. Последнее извержение произошло четыре года назад. На склонах вулкана выращивают кофе и виноград, из которого делают прекрасное одноименное вино. На Сале же сохранился кратер потухшего вулкана, где сейчас находится соляное месторождение. Здесь можно искупаться в воде с высокой концентрацией соли. С вершины открывается панорама на ровные белые квадраты, опоясанные розоватой водой. Учитывая полное отсутствие растительности в этих местах, пейзажи кажутся инопланетными.
По рыбным местам
Всё же главное природное богатство Кабо-Верде — это не соль, а рыба. Здесь вылавливают тунца, барракуду, ваху, марлина и еще десятки разновидностей рыб. Торгуют добычей прямо на пирсе, куда приплывают рыбаки. Здесь кипит островная жизнь: рыбацкие лодки причаливают с уловом, рыбу моют, чистят, режут, разделывают и продают. Цены сдельные, но вполне приемлемые. Килограмм филе тунца стоит около €7. В ресторанах цены сопоставимы с европейскими. Блюдо из рыбы стоит около €10–15, суп — около €5, мясо немного дороже рыбы и гораздо менее свежее. Продукты на Кабо-Верде дорогие, потому что практически всё, кроме рыбы, овощей и фруктов, экспортируют.
На заметку: европейская валюта в ходу наравне с местной — кабовердинским эскудо. Обменивать ее необязательно, но сдачу довольно часто можно получить местными купюрами. Курс примерно 1 к 10.
Брать машину на Сале — сомнительная затея. Сам остров небольшой, а дороги до самых красивых мест грунтовые и сложные. Можно поэкспериментировать с квадроциклом и багги, но нужно быть готовым целый день глотать пыль и песок. Готовые туры маленькими группами выходят дешевле и менее напряженно.
Девиз островов — No stress — написан на каждом сувенирном магните, кепке и вывеске. Призыв, запрещающий нервничать, навязчиво преследует туриста повсюду. На первый взгляд он воспринимается какой-то натужной попыткой заставить людей расслабиться. Но именно к такому ритму жизни привыкли местные обитатели. Трудно обвинить их в нерасторопности или разгильдяйстве, впрочем, и напрягаться без особого повода здесь не принято.
Добыча морской соли на острове Майу. Фото: commons.wikimedia.org
Пожалуй, самое любопытное для посещения место на Сале — природный бассейн Бурракона. Во время сильного прилива здесь разворачивается театр волн и света. Поднятые течением волны, как гейзеры, вырываются среди камней, чтобы превратиться в узорчатую пену и схлынуть обратно в океан. В более спокойное время в бассейне купаются туристы. Рядом находится любопытная оптическая иллюзия — голубой глаз. При ярком и прямом солнечном свете дно пещеры создает эффект ярко голубого свечения.
С противоположной стороны острова простирается Акулий залив (Shark bay). Название это не метафорично: здесь действительно водятся акулы. Чтобы их увидеть, нужно пройти около 50 м по каменистому мелководью — и вот перед вами сразу несколько треугольных плавников. Сквозь прозрачную воду видно, что длина рыбы немногим больше 2 м. Но ближе к людям акула не подплывает, поэтому прогулка считается в целом безопасной. Если выбросить из головы тот факт, что в 10 м от вас находится опасный хищник, приплывший потереться брюхом о камни, то переживать абсолютно не о чем.
Природный бассейн Бурракона. Фото: commons.wikimedia.org
Южнее Акульего залива находится Черепаший берег. Но если акулы приплывают на смотрины почти каждый день, для черепах важна сезонность. В конце лета они устремляются сюда, чтобы отложить яйца. Маленькие черепашата разбредаются по берегу, чтобы потом отправиться в дальнее плавание: к противоположной стороне Атлантики. Но спустя 20 лет они возвращаются в родные места. Кабовердинцы говорят, что у местных черепах самый точный GPS в мире.
Ограниченная мобильность
Колоритные домики разных цветов, которыми застроена Санта-Мария, вовсе не декорации для развития туризма. В них живут семьи, а на улицах играют дети, не знающие, что такое нищета. Местное население составляют не только коренные жители островов — креолы, но и мигранты со всего африканского континента. В годы португальского владения Кабо-Верде было одним из главных центров работорговли. Сюда свозили людей, угнанных на континенте.
Город Минделу на острове Сан-Винсенте. Фото: commons.wikimedia.org/Franzfoto
Титульная нация острова — креолы считаются потомками африканских рабов и португальских колонизаторов. Основной язык — креольский, тот, на котором пела самая знаменитая жительница островов Сезария Эвора. Ее вклад в развитие некогда очень бедной страны невозможно переоценить. Эвора строила на свои деньги больницы и школы, большую часть жизни она ходила босиком в знак солидарности с нищетой своего народа. Она похоронена на острове Сан-Винсенте в городе Минделу. Сейчас этот город — центр ночной жизни, где проходят самые жаркие вечеринки в Кабо-Верде.
Если перспектива отдыха на пляже во все оставшиеся дни кажется скучноватой, а к водному спорту и рыбалке душа не лежит, можно попробовать перемещаться между островами. Правда, стоит заранее знать, что это дорого или не слишком просто. Регулярного паромного сообщения между островами не существует, когда отправляется тот или иной корабль, можно выяснить непосредственно перед отплытием. А прождать нужного можно и несколько дней. К тому же из-за нешуточной океанской волны длительное плавание может стать испытанием для вестибулярного аппарата.
Тропа в одной из долин на острове Санту-Антан. Фото: Global Look Press/Matthias Graben
Не так давно морскими перевозками между островами заинтересовались европейские инвесторы, которые намерены восполнить этот досадный пробел и сделать переброску по воде более удобной и предсказуемой. Ожидается, что новые паромы появятся в стране к концу года. Пока же этого не произошло, добираться до соседних островов приходится по воздуху. Перелеты осуществляются на небольших самолетах, принадлежащих компании Binter. Полет в одну сторону стоит около €80. Поэтому посещение всех 10 крупных островов за один раз — затея не бюджетная.
Один из самых интересных и необычных островов — Санту-Антан. В отличие от всех прочих он утопает в зелени, там же можно найти живописные горы, водопады и совершенно уникальные уголки нетронутой тропической природы. Добраться до Санту-Антана можно только на пароме с расположенного по соседству острова Сан-Винсенте. По количеству пляжей оба острова не могут конкурировать с Салом или Боа-Виштой. Последний, кстати, считается менее туристическим, чем Сал, но недостатка в гостях также не испытывает. Помимо отличных пляжей, здесь находится пустыня Виана, корабль «Санта-Мария», потерпевший крушение полвека назад, и разрушенная деревня рыбаков Куралл-Вельо, где сейчас живут птицы и черепахи.
Пустыня Виана на острове Боа-Вишта. Фото: Global Look Press/Michael Peuckert
Кабо-Верде не может да и не стремится заменить россиянам более доступную и уже ставшую привычной экзотику: Таиланд, Гоа или Бали. Тем не менее островная страна дает возможность посетить Африку без испытаний и потрясений. Здесь безопасно, красиво и, как следствие, недешево. А русскую речь уже то там, то тут слышно на улочках Санта-Марии и Сал-дель-Рэй. Для первого знакомства — то, что надо.
Анастасия Чеповская. Босоногое лето: европейцы облюбовали острова, где пока мало россиян // Известия. URL: https://iz.ru/835115/anastasiia-chepovskaia/bosonogoe-leto-evropeitcy-obliubovali-ostrova-gde-poka-malo-rossiian (дата обращения: 26.01.2019).