Перспективная американская боевая авиация — это не только F-35, новый бомбардировщик-стелс B-21 и целый ворох футуристичных беспилотников. Параллельно всему этому ВВС США ведут конкурс на легкий штурмовик, в котором выбирают из машин, на взгляд непрофессионала, больше похожих на машины времен Второй мировой.
Противопартизанская история
История текущего конкурса, неоднократно менявшего название (сейчас остановились на «Легкий штурмовик/вооруженный разведчик» — Light Attack/Armed Reconnaissance, LAAR) и цели, насчитывает уже больше 10 лет. В середине нулевых, когда в Ираке, как казалось, была уже одержана окончательная победа, но в то же время сохранялась нестабильность, а кампания в Афганистане явно стала затяжной, американские военные в очередной раз задумались о несоизмеримости возможностей и стоимости своей боевой авиации задачам, которые перед ними ставятся. И это немудрено — пара незадачливых вчерашних крестьян на убитом пикапе с помнящим еще СССР пулеметом в кузове просто неспособна в должной мере оценить то, что их взорвал высокоточной бомбой сверхзвуковой, малозаметный для радаров самолет с мощным комплексом средств радиоэлектронной борьбы, чей многочасовой вылет даже без учета стоимости боеприпасов стоил за сотню тысяч долларов. Кроме расходов бюджетных средств надо помнить и о том, что сложная техника попусту тратит в кампаниях низкой интенсивности ресурс.
Штурмовик A-1 Skyraider. Фото: commons.wikimedia.org/Kogo
Идея использования для противопартизанских операций, или, как сейчас принято говорить, конфликтов низкой интенсивности, более простые машины — отнюдь не нова. В ходе вьетнамской войны прекрасно показал себя созданный в конце Второй мировой A-1 Skyraider. ВВС и КМП США активно использовали легкие двухдвигательные турбовинтовые OV-10 Bronco в качестве легких штурмовиков, а армия в качестве разведчика и целеуказателя — OV-1 Mohawk. Обе машины ожидала достаточно долгая и успешная, хоть и сопровождавшаяся временами тяжелыми потерями, карьера, которая закончилась в середине 1990-х годов. Примечательно, что армейцы тоже рады были бы открыто использовать Mohawk как штурмовик (по-тихому пытались), но были скованы разделяющими компетенции договоренностями между видами Вооруженных сил США — соглашениями Кей-Вест 1948 года и Джонсона–Макконнелла 1966-го, по которым армия сдала самолеты-штурмовики и транспорты, а ВВС в ответ отказались от большей части «вертолетных» компетенций.
Разведывательный самолет OV-1 Mohawk. Фото: commons.wikimedia.org/Cory W. Watts
Впрочем Mohawk и Bronco были на момент Вьетнама достаточно новыми самолетами, которые делались в первую очередь в качестве разведчиков-корректировщиков — ближе к обсуждаемой теме лежат упорные попытки в те годы фирмы Cavalier (и позднее Piper Aircraft) продать ВВС США в качестве противопартизанского самолета модернизированный «Мустанг» времен Второй мировой. Несмотря на неудачу дома и эксцентричность идеи, небольшое количество «Мустангов 2.0» было продано в Боливию, Сальвадор и Индонезию.
Бразильская птица
Настоящий ренессанс противопартизанского винтомоторного штурмовика а-ля Вторая мировая начался, к слову, именно в Южной Америке. В 1980 году на тот момент достаточно молодая и не добившаяся крупных мировых успехов бразильская компания Embraer поднимает в воздух первый прототип EMB 312 Tucano. Турбовинтовой двухместный учебный самолет, при необходимости пригодный в качестве легкого штурмовика. За 15 лет выпущено более 600 машин, которые широко разошлись по миру и наибольшую славу приобрели, используясь по всей Южной Америке в качестве самолета для борьбы с партизанами и специфическими формами местного сельского хозяйства. Успех привел к тому, что в конце 1990-х создается уже ориентированная в первую очередь на боевое применение модификация Super Tucano с вдвое более мощным двигателем, усиленным планером, возможностью установки легкого бронирования кабины и современным оборудованием. С тех пор по миру разошлась уже четверть тысячи машин.
Именно Super Tucano привлекли в первую очередь внимание американских военных, которые начали их испытания под индексом A-29B в качестве самолета поддержки для Командования сил специальных операций.
Легкий турбовинтовой штурмовик Embraer A-29 Super Tucanos ВВС Бразилии. Фото: commons.wikimedia.org
Примечательно, что проект стартовал сначала под крылом флота (опять специфика «разделения компетенций»). В 2009 году открыли конкурс на легкий штурмовик, с планами закупить сто машин. Основным конкурентом Super Tucano выступает американский AT-6B Wolverine, внешне очень схожий. Это доработанный до боевого применения основной американский учебный самолет T-6B Texan II. На самолетах даже установлен один и тот же двигатель Pratt & Whitney Canada PT6-68. В конце 2011 года бразильская машина побеждает в конкурсе, что вызывает серьезные споры на тему защиты отечественного производителя, открытое подключение «своих» конгрессменов и несколько лет судебных тяжб.
Несмотря на организацию отверточной сборки в Штатах и формальную победу в судах, фактически контракт был нивелирован до закупки небольшого количества машин в интересах испытаний, наработки тактики и для формируемых ВВС Афганистана. В общей сложности к текущему моменту для новых афганских ВВС американские военные заказали 26 машин, первые из которых перелетели в Афганистан в начале 2016 года и быстро включились в активную боевую работу, лишний раз подтверждая простоту эксплуатации и надежность. По аналогичной схеме на деньги Саудовской Аравии американцы поставили шесть Super Tucano в Ливан. Удачный опыт эксплуатации вкупе с всё еще пустующей нишей привел к фактическому перезапуску конкурса для самих ВВС США.
Легкий турбовинтовой штурмовик AT-6B Wolverine. Фото: defense.txtav.com
Летом 2017 года стартовала программа OA-X, задача которой — демонстрация возможностей потенциальных будущих соискателей на конкурс в порядка 300 легких штурмовиков. Требовалось показать низкую стоимость эксплуатации, высочайшую летную готовность, возможности в качестве современного всепогодного ударного самолета. В соревновании опосредованно приняло участие множество экзотичных предложений, как, например, прошедший ребрендинг родной для отечественных летчиков чешский L-39 (модернизированный совместно с израильтянами и представленный как F/A-259 Striker), переделанный в штурмовик самый настоящий «кукурузник» AT-802L Longsword (между прочим, достаточно популярное в этом качестве семейство фирмы Air Tractor) и «первый частный боевой реактивный самолет» Textron Scorpion, возрожденный OV-10X Bronco, и т.д. Впрочем, после пертурбаций, смены названий и декларируемых целей, прервавшей на время испытания катастрофы A-29B 22 июня 2018 года, программа пришла к текущему этапу с двумя конкурентами — A-29 Super Tucano вновь против AT-6B Wolverine. В следующем году ожидается финал и выбор самолета для покупки.
Кровь войны
Так почему американские военные возятся с «игрушечными» самолетиками, тратя на эти проекты время, сопоставимое с тем, что занимает работа над реактивными истребителями? Скорее всего, причина в финансах.
С одной стороны, потенциальная выгода просто астрономическая. Обойдется потенциальный штурмовик примерно в $10–12 млн, в то время как стоимость реактивного истребителя с гарантией выходит за полсотни миллионов долларов. Еще более чудовищна разница в стоимости эксплуатации — турбовинтовик «съедает» за час полета $1–2 тыс., а F-16C, самый массовый истребитель ВВС США, активно используемый для рутинных задач, — около $25 тыс. И это самая массовая, отработанная и почти что самая дешевая в эксплуатации реактивная машина.
При этом разница по боевым возможностям в противопартизанских конфликтах довольно невелика и местами возникает вопрос — в чью пользу. На Tucano можно подвесить оптико-локационный контейнер для всепогодных операций, у него два члена экипажа с отличным обзором, при отсутствии угрозы сопротивления на нем можно с большим удобством, чем на скоростном истребителе, поражать цели пушечно-пулеметным огнем или неуправляемыми реактивными снарядами (которые сейчас модно дорабатывать в относительно дешевые управляемые). В случае если противник попался чуть более зубастый — так же как и на истребителях, он может уйти на высоту в несколько километров и применять корректируемые бомбы с лазерным или спутниковым наведением, точность и стоимость которых не зависят от несущей их платформы. И это не говоря о простоте и удобстве экспедиционного базирования — с грунтового аэродрома на современном истребителе особо не полетаешь. Афганские ВВС и проходившие боевые испытания в Ираке и Сирии взятые на время у коммерсантов доработанные OV-10G+ Bronco, и даже переделанные сельхозсамолеты, участвующие в конфликтах низкой интенсивности, показали, что концепция вполне жизнеспособна.
Многофункциональный легкий истребитель F-16C на авиабазе ВВС США Авиано.Фото: commons.wikimedia.org
Казалось бы, покупай для войн с талибами и всевозможными бандами ИГИЛ, практически не использующими даже ПЗРК, турбовинтовые штурмовики сотнями, экономь миллионы и ресурс машин «первой линии»! Часть американских законодателей и военных активно призывает к этому. Так, покойный Джон Маккейн призывал срочно купить аж 300 таких самолетов — вне зависимости от отношения к его личности и одиозности нельзя отрицать, что летчик-штурмовик с боевым опытом, летавший на A-1 Skyraider и A-4 Skyhawk, в этой теме совершенно точно знал, о чем говорил.
Но с другой стороны, американское военное руководство понимает, что экономить будут именно за его счет. И если принять «экономрешение», то у законодателей возникнут потом совершенно нездоровые идеи из разряда «давайте резко урежем закупки F-35, вам же не придется их использовать для непосредственной поддержки в конфликтах низкой интенсивности». По схожим причинам ВМС США уже почти полвека отбиваются от периодически появляющихся идей легких авианосцев, нишу которых де-факто заняли избыточные для этого универсальные десантные корабли (два новейших корабля этого типа — «Америка» и «Триполи» — были построены и вовсе без док-камеры, с использованием дополнительного места под авиационное топливо и вооружение).
Легкие штурмовики OV-10G+ Bronco. Фото: defensemedianetwork.com/Gary Mailander/High Sierra Spotters
Вероятно, нас ожидает соломоново решение, контуры которого на днях сообщил директор по программам основного заказчика — Боевого командования ВВС США Скотт Л. Плеус. Суть в том, что если объемы закупки перспективного легкого штурмовика не превысят ста машин, то Боевое командование полностью переуступит программу Командованию специальных операций ВВС, во многом автономному и действующему под оперативным руководством общего для всех американских «спецназов» Главного управления войск специального назначения. В этом случае, с одной стороны, можно будет закупить штурмовики и использовать их в связке с силами специальных операций, которые как раз активно действуют в таких кампаниях, как афганская или сирийско-иракская, а с другой — «взрослые» ВВС всегда могут заявлять, что у них никаких дешевых штурмовиков нет, так что бюджеты требуются прежние.
Одно можно сказать с достаточной уверенностью — в наступающем десятилетии американские летчики пересядут в кабины не только F-35, но и винтомоторных штурмовиков и будут осваивать не только гиперзвуковое аэробаллистическое оружие, но и приемы атаки автотранспорта из пулеметов времен Второй мировой.
Александр Ермаков. От винта: как и зачем американцы выбирают себе легкий штурмовик // Известия. URL: https://iz.ru/823912/aleksandr-ermakov/ot-vinta-kak-i-zachem-amerikantcy-vybiraiut-sebe-legkii-shturmovik (дата обращения: 16.12.2018).